Причины и коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (ФФНР)

Июль 4th, 2016

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушения в произношении звуков и восприятии фонем на слух. Такие процессы протекают на фоне других речевых нарушений. Для ФФНР характерно искажение звуков, замена одних фонем другими или их смешение, нарушение слоговой структуры слова, а также лексико-грамматические нарушения в легкой степени. ФФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

Нарушения распознавания звуков
Нарушение восприятия и порядка употребения звуков в речи является достаточно распространенной логопедической и педагогической проблемой

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой различные нарушения в произношении звуков. Причиной ФФНР является неполная или неправильная сформированность фонематического слуха, то есть дефекты в восприятии фонем. Важно отметить, что общий слух и интеллектуальный уровень ребенка при этом не страдают и развиваются как положено.

Основную проблему для детей с ФФНР представляет произношение фонем, близких по акустико-артикуляционному признаку:

  • звонких и глухих (г-к, з-с, б-п и т.д.);
  • мягких и твердых (м-мь, л-ль и т.д.);
  • шипящих и свистящих (ш-с, ж-з).
При ФФНР нарушены фонематический анализ и синтез. Ребенок затрудняется мысленно разложить слово на отдельные звуки, а также различить определенные фонемы или составить из их набора целое слово. Например, если произнести отдельными звуками «д-е-р-е-в-о», ребенок не поймет, что это «дерево». И наоборот, если попросить его произнести каждый звук слова отдельно от других, он не сможет этого сделать.

Если ребенок затрудняется произносить многие фонемы, у него будут проблемы со слоговой структурой слова. В таком случае ему трудно произносить слова, в которых рядом стоят 2-3 согласных («строй», «травма», «кружка» и т.п.), и цепочки из разных слогов (та-ра-ра, па-ра-па, та-да).

Характеристика ФФНР

Детям ставится диагноз фонетико-фонематического недоразвития речи, когда у них подтверждаются следующие дефекты в развитии устной речи:

  1. Произношение звуков с различными нарушениями. Ребенок говорит одни фонемы вместо других, какие-то вообще не умеет проговаривать. Некоторые или многие из них он произносит искаженно, при этом сходство с правильным звучанием может присутствовать в большей или меньшей степени. Бывает, что фонемы сливаются, и различить их становится невозможно. Данные речевые дефекты часто искажают смысл сказанного, что затрудняет общение.
  2. Нарушение фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза. Ребенок плохо различает определенные звуки в чьей-то или своей речи, чаще всего путает шипящие и свистящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие, «р» и «л». Не умеет мысленно выделять отдельные фонемы в слове и соединять в одно целое несколько фонем.
  3. Нечеткость, невнятность произношения, невыразительность речи.
  4. В случае, когда школьный возраст уже достигнут, – проблемы с чтением и письмом.

Важно также установить и степень развития речевого нарушения. От этого во многом зависит эффективность и успех проведения коррекционной программы.

Особенности речи ребенка
Важно обращать внимание на особенности речи ребенка даже в повседневном общении — уточнения родителей помогут логопеду поставить правильный диагноз и определить степень ФФНР

Степени ФФНР

ФФН речи разделяют на 3 степени сложности:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

При легкой степени выявляются трудности с различением лишь тех звуков, произношение которых нарушено. В целом же фонематический анализ осуществляется без проблем.

Средняя степень ФФНР характеризуется уже значительными проблемами с фонематическим анализом. Ребенок плохо различает многие звуки из разных фонетических групп, тогда как в его речи все звуки присутствуют.

Третья степень ФФНР является самой тяжелой. Ребенок не умеет выделять фонемы, многие звуки не различает и не определяет их очередность в слове.

ФФНР часто сопровождается неправильным фонематическим восприятием (восприятием на слух каких-либо звуков), причем в разных вариациях. Например, ребенок может воспринимать многие фонемы, но его произношение имеет множество недостатков. В других случаях, наоборот, большинство звуков он произносит правильно, однако восприятие очень сильно нарушается. К сожалению, часто такие формы проявления ФФНР становятся следствием неправильной работы логопеда по коррекции речи. Очень важно, чтобы на занятиях шла работа именно корректирующая, а не маскирующая отклонение.

Ребенок у логопеда
Занятия с логопедом не всегда приводят к желаемому результату — нужно максимально ответственно отнестись к выбору специалиста, а вначале — к постановке правильного диагноза

Чем чревато ФФНР?

Последствием фонетико-фонематического недоразвития речи, если вовремя не устранить данное отклонение, непременно станет то, что ребенок будет плохо читать и писать. Дислексия и дисграфия неизбежно приведут к отставанию в школьной программе и, что очень вероятно, к проблемам психологического характера. Вот почему коррекция ФФНР должна быть проведена обязательно до 7 лет, чтобы к школе ребенок был хорошо подготовлен по всем направлениям.

Как корректируется в дошкольных заведениях?

У дошкольников исправление фонематического недоразвития речи – это занятия в специальной логопедической группе. Программа таких групп обязательно включает подготовку к обучению грамоте. Отвечает за речевую коррекцию логопед.

Длительность коррекционной программы – 1 год. Как правило, если нет других нарушений в развитии, за такой временной промежуток удается откорректировать фонематический слух и добиться того, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. После года коррекционных занятий ребенок готов поступать в среднюю школу так же, как все остальные дети.

Значительно затрудняет логопедическую работу в небольших населенных пунктах отсутствие специализированных классов. Многие детские сады имеют возможность корректировать только общее недоразвитие речи (ОНР), а отдельная работа с детьми с ФФНР там не предусмотрена.

Когда специальные группы отсутствуют, коррекцией ФФНР занимается логопед детского сада или детской поликлиники. К сожалению, эффективность такого курса снижена, поскольку для упрощенного варианта коррекционной программы не выделяется необходимое количество времени, а комплексный подход трудно установить.

Логопедическая коррекция в младших классах

Исправление фонематического недоразвития речи, когда ребенок уже учится в школе, более затруднительно, поскольку параллельно приходится устранять нарушения письма и чтения, уже начавшие проявляться. Работа логопеда ведется в школе и заключается в постановке правильного произношения, введении поставленных звуков в речь, развитии фонематического анализа и синтеза, а также исправлении недочетов в грамматике и чтении.


Программа коррекции ФФНР занимает всего лишь полгода в первом классе. Не всем детям хватает этого времени для полного исправления всех речевых дефектов, поэтому лучше постараться и устранить их еще в дошкольном возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=SmP4_Kbd9sU

https://www.youtube.com/watch?v=IpEP4rIhblY

Оцените статью:   1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (2 оценка: 4,00 из 5)
Loading...Loading...
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.