Навязчивые движения и состояния у детей: причины развития синдрома, лечение невроза

Именно в период дошкольного детства может возникать синдром навязчивых состояний – определенная реакция детей на психологические травмы или разного рода ситуации. Высокая подверженность дошколят неврозам в большей степени объясняется кризисными проявлениями: они возникают как противоречия между возрастающей самостоятельностью малыша и необъективным отношением к нему взрослых. Появление таких состояний отражается на поведении ребенка и отрицательно влияет на его психическое развитие. Что могут предпринять родители, чтобы оградить дошкольника от факторов, травмирующих его психику?

Детский невроз

Какие причины влияют на появление неврозов?

Родители просто обязаны знать причины, провоцирующие появление невроза у детей. Степень его проявлений зависит от возраста малыша, характера травмирующей ситуации, а также связана с эмоциональным откликом на нее дошкольника. Специалисты утверждают, что чаще всего причинами могут быть:

  • различного рода психологические травмы в семье и детском саду;
  • неблагоприятная окружающая обстановка (частые ссоры между родственниками, развод родителей);
  • ошибки в семейном воспитании;
  • перемена привычного образа жизни ребенка (новое место жительства, перевод в другое дошкольное учреждение);
  • чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка на детский организм;
  • сильный испуг (рекомендуем прочитать: как лечить испуг у ребенка?).

Такая классификация достаточно условна, так как дошколята по-разному реагируют на какое-либо психологическое воздействие, но именно эти причины, по оценкам специалистов, могут влиять на изменения в психике и поведении детей, а в дальнейшем – на проявление у них невроза. Если родители будут внимательны к своим детям, то они вовремя заметят странности в их поведении – это даст возможность предотвратить невроз или справиться с ним в довольно легкой форме.

Специалисты также обращают внимание родителей, что наиболее подвержены негативу дети особого склада личности: дошкольники с повышенной тревожностью, с такими характерными чертами, как мнительность, робость, внушаемость, обидчивость. Если к ребенку предъявляются завышенные требования, то в зоне риска находятся самолюбивые дети, тяжело переживающие собственные неудачи.

Симптомы проявления неврозов у детей

Как узнать, что у ребенка возник невроз? Какие симптомы должны насторожить родителей? Психологи предупреждают, что на проявление неврозов могут указывать:

  • часто повторяющиеся тревожные мысли;
  • непроизвольные, многократно совершаемые движения;
  • сложные поведенческие действия, так называемые.

Самым распространенным синдромом невротического состояния, которое вызывает навязчивые мысли, является страх. Малыш может бояться темноты, посещения детского сада, врача, замкнутого пространства и т (подробнее в статье: что делать, если ребенок боится темноты или спать в одиночку?).д. При этом у него часто появляются мысли о том, что он никому не нужен, родители не любят его, а сверстники не хотят с ним дружить.

Кроме навязчивых мыслей, в дошкольном возрасте нередко возникают многократно повторяющиеся действия, которые затем переходят в невроз навязчивых движений. В этих случаях ребенок может часто вздрагивать руками, притоптывать ногами, трясти головой. При наличии такого синдрома он постоянно шмыгает носом, учащенно мигает глазами, грызет ногти, накручивает волосы на палец, щелкает пальцами (рекомендуем прочитать: Е. Комаровский о том, что делать, когда ребенок грызет ногти). Иногда дошкольники усердно занимаются гигиеническими процедурами: неоднократно моют руки, специально шмыгают, а затем тщательно вытирают нос, постоянно поправляют одежду, волосы.

Трудно перечислить все симптомы, при которых обнаруживается невроз навязчивых движений, так как они могут проявляться у каждого ребенка индивидуально. Но взрослые должны знать их главный признак – частое непроизвольное выполнение.

«Ритуальные» навязчивые движения

В наиболее сложных случаях навязчивые движения приобретают форму «ритуалов», которые носят характер защитной реакции ребенка на травматический фактор. «Ритуалы» могут состоять из постоянного набора навязчивых движений. Например, специалистам известен случай определенных действий во время подготовки ко сну, когда мальчику необходимо было подпрыгивать нужное количество раз. Или ребенок может начинать какие-либо действия только с определенных манипуляций – например, обходит предметы исключительно слева.

Кроме раздражающих навязчивых движений неврозы обычно сопровождаются общим ухудшением здоровья ребенка. Так, часто малыш становится раздражительным, истеричным, плаксивым, он страдает бессонницей, часто вскрикивает, плачет по ночам. У него ухудшается аппетит, работоспособность, присутствует вялость, замкнутость. Все это может отразиться на отношениях с ближайшим окружением ребенка (взрослыми, сверстниками), нанести ему дополнительную психологическую травму.

Ребенок грызет ногти

Необходимость лечения навязчивых состояний у детей

Не надо ждать, что невроз навязчивых движений у детей пройдет со временем, так как пренебрежительное отношение к проблемам ребенка только усугубит его положение. Известный специалист по вопросам детского воспитания и развития доктор Комаровский говорит о необходимости устранения причин, вызывающих синдром навязчивых мыслей и движений. Он указывает, что неврозы дошкольников являются не заболеванием, а расстройством психики, поражением эмоциональной сферы. Поэтому в период дошкольного детства родители обязаны знать особенности развития дошкольников, характеристику возрастных кризисов (подробнее в статье: как себя вести во время кризиса у детей в 8 лет?). Взрослым, внимательно относящимся к своим детям, нетрудно заметить первые признаки симптома навязчивых состояний (даже такого простого, как шмыганье носом) и обратиться за консультацией к специалисту. Психолог или психоневролог после обследования малыша и выявления причин невроза назначит дальнейшее лечение.

Профилактика и лечение детских неврозов

Методика профилактики и лечения детских неврозов достаточно разработана в медицинской практике, при своевременном обращении дает хорошие результаты. При лечении, как правило, учитываются личностные и психологические особенности малыша: его темперамент, уровень психического развития, особенности эмоционального восприятия. В зависимости от уровня расстройства, длительность терапевтического и психологического воздействия занимает разное время.

При легкой форме невроза применяются общеукрепляющие упражнения и психотерапевтические методики (игровая психотерапия, поведенческая терапия, предполагающая «встречу» ребенка со страхом, аутогенные тренировки, арттерапия) (подробнее в статье: как проводится коррекция детских страхов?). Для восстановления психических и поведенческих реакций ребенка, которые в разной степени нарушаются при неврозе, применяется комплексное лечение, включающее медикаментозные средства и психотерапевтические техники.

Особенностями методики является использование определенных приемов:

  • моделирование ситуаций, пугающих ребенка, когда он «проживает» свой страх, чтобы снять тревогу;
  • для избавления от навязчивых мыслей и движений идет обучение дошкольника умению управлять эмоциями, подавлять тревогу, справляться с агрессией;
  • организация полезного общения (примеров поведения) с окружающими людьми, сверстниками, родителями, воспитателями;
  • консультирование родителей с целью устранения источника невроза (построение правильных взаимоотношений в семье, коррекция методов воспитания);
  • проведение психогимнастики для коррекции мыслей, эмоций, поведения дошкольника.

Чтобы лечить последствия невроза, а в дальнейшем предотвратить его проявления у дошколят, необходима совместная работа специалистов, родителей. Лучше, если такая профилактика будет организована с самого рождения малыша.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (5 оценили на 3,20 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка