Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР): симптомы, прогноз и лечение с помощью коррекционного обучения

Задержка психического развития (или сокращенно ЗПР) характеризуется отставанием в формировании психических функций. Наиболее часто выявляется данный синдром перед приемом в школу. Детский организм реализует свои возможности в замедленном темпе. Для задержки психического развития также характерен малый запас знаний у дошкольника, скудность мышления и неспособность долго заниматься интеллектуальной деятельностью. Для детей с данным отклонением более интересно просто играть, а сосредоточиться на обучении для них крайне проблематично.

ЗПР у школьницы

Задержка психического развития захватывает не только психологические аспекты личности. Нарушения наблюдаются в разных видах деятельности, физической и психической.

Задержка психического развития – промежуточная форма нарушений в развитии малыша. Некоторые функции психики развиваются медленнее, чем другие. Имеет место повреждение или неполноценное формирование отдельных областей. Степень недостаточного формирования или глубина имеющихся повреждений может варьироваться от случая к случаю.

Причины ЗПР

Причины биологического плана:

  • проблемы при беременности (перенесенные инфекции, травмы, сильные токсикозы, интоксикации), гипоксия плода, зафиксированная в период вынашивания;
  • недоношенность;
  • родовые травмы, асфиксия;
  • заболевания в младенческом возрасте (травмы, инфекции, интоксикации);
  • генетическая предрасположенность.

Причины социального характера:

  • долговременная изоляция ребенка от общества;
  • частые стрессы и конфликты в семье, в саду, ситуации, наносящие психологическую травму.

Имеет место сочетание ряда факторов. Две или три причины, обуславливающие задержку психического развития, могут объединяться, что приводит к усугублению нарушений.

Виды ЗПР

ЗПР конституционного генеза

В основу данного вида ложится наследственный инфантилизм, затрагивающий психические, физические и психологические функции организма. Эмоциональный уровень при данном типе задержки развития, а также уровень волевой сферы больше напоминают уровни младшего школьного возраста, а значит, занимают более раннюю ступень формирования.

Какова общая характеристика данного вида? Он сопровождается прекрасным настроением, легкой внушаемостью, эмоциональностью поведения. Яркие эмоции и переживания очень поверхностны и нестойки.

ЗПР соматогенного генеза

Данный вид связан с соматическими или инфекционными болезнями у ребенка, либо хроническими болезнями мамы. Психический тонус в данном случае снижается, диагностируется задержка развития в эмоциональном плане. Соматогенный инфантилизм дополняется различными страхами, которые связаны с тем, что дети с задержкой развития не уверены в себе или считают себя неполноценными. Неуверенность дошкольника вызвана множественными запретами и ограничениями, имеющими место в домашней среде.

Дети с задержкой развития должны больше отдыхать, спать, лечиться в санаториях, а также правильно питаться и проходить соответствующее лечение. На благоприятность прогноза будет влиять состояние здоровья маленьких пациентов.
Стресс у ребенка

ЗПР психогенного генеза

Данный вид вызывается частыми стрессовыми ситуациями и травмирующими психику условиями, а также плохим воспитанием. Условия внешней среды, не соответствующие благоприятному воспитанию детей, способны ухудшить психоневрологическое состояние ребенка с задержкой развития. Одними из первых нарушаются вегетативные функции, а затем и эмоционально-психологические.

ЗПР церебрально-органического генеза

Вид, предполагающий частичное нарушение некоторых функций организма, которое сочетается с незрелостью нервной системы. Поражение центральной нервной системы носит органический характер. Локализация поражения не влияет на дальнейшее нарушение умственной деятельности. Поражение ЦНС такого плана не приводит к умственной неполноценности. Широко распространен именно этот вариант задержки психического развития. Какие симптомы для него актуальны? Характеризуется он ярко выраженными нарушениями в эмоциональном плане, а также чрезвычайно страдает волевой аспект. Заметно замедление формирования мышления и познавательной деятельности. Данный вид задержки развития в целом характеризуется замедлением в созревании эмоционально-волевого уровня.

ЗПР церебрально-органического генеза

Особенности проявления ЗПР

Физическое развитие

У детей с задержкой развития всегда довольно сложно диагностировать синдром. Особенно непросто это понять на ранних этапах роста. Какие есть особенности детей с ЗПР?

Для таких деток характерно замедление физического воспитания. Наиболее часто отмечаются признаки плохого формирования мускулатуры, низкий уровень тонуса мышц и сосудов, отставание в росте. Также дети с задержкой развития поздно учатся ходить, говорить. Игровая деятельность и способность к опрятности также приходят с задержкой.

Воля, память и внимание

Дети с ЗПР слабо заинтересованы в том, чтобы их деятельность или работу оценивали, хвалили, у них нет присущей другим детям живости и эмоциональности восприятия. Слабоволие сочетается с монотонностью и однообразием деятельности. Игры, в которые предпочитают играть дети с задержкой развития, обычно абсолютно нетворческие, в них отсутствуют фантазия и воображение. Детки с задержкой развития быстро устают от работы, потому что их внутренние ресурсы моментально истощаются.

Ребенок с ЗПР отличается плохой памятью, неспособностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, медлительностью. Он не может долго фиксировать внимание. В результате задержки ряда функций малышу требуется больше времени для восприятия и обработки информации, зрительной или слуховой.

Одним из наиболее ярких признаков задержки развития является то, что ребенок не в состоянии заставить себя что-то сделать. Работа эмоционально-волевой сферы заторможена, и, как следствие, появляются проблемы с вниманием. Ребенку сложно сконцентрироваться, он часто отвлекается и никак не может «собраться с силами». В то же время вероятно увеличение двигательной активности и речи.

Восприятие информации

Детям с задержкой развития сложно воспринимать информацию цельными образами. К примеру, у дошкольника вызовет затруднение определить знакомый предмет, если он помещен в новом месте или представлен в новом ракурсе. Обрывистость восприятия связана с малым количеством знаний об окружающем мире. Скорость восприятия информации также отстает и затруднено ориентирование в пространстве.

Из особенностей деток с задержкой психического развития следует выделить еще такую: они лучше запоминают зрительную информацию, чем словесную. Прохождение специального курса по освоению различных техник запоминания дает хорошие успехи, показатели детей с ЗПР становятся лучше в этом плане по сравнению с детьми без отклонений.

Коррекционная работа

Речь

Ребенок отстает в развитии речи, что приводит к различным проблемам в речевой деятельности. Отличительные особенности становления речи будут индивидуальными и зависят от тяжести синдрома. Глубина ЗПР может влиять на речь по-разному. Иногда присутствует некоторая задержка в речевом формировании, которая практически соответствует уровню полноценного развития. В некоторых случаях имеет место нарушение лексико-грамматической основы речи, т.е. в целом заметно недоразвитие речевых функций. Восстановить речевую деятельность в состоянии опытный дефектолог, к которому следует обратиться за консультацией.

Мышление

Рассматривая вопрос мышления у детей с задержкой психического развития, можно отметить – наибольшую проблему для них представляет решение задач на логику, предлагаемых в словесной форме. Отставание в развитии происходит также и в других аспектах мышления. Приближаясь к школьному возрасту, детки с задержкой развития плохо владеют способностью выполнять интеллектуальные действия. Они не могут, например, обобщать, синтезировать, анализировать или сравнивать информацию. Познавательная сфера деятельности при ЗПР также находится на низком уровне.

Детки, страдающие задержкой психического развития, гораздо хуже своих ровесников подкованы во многих вопросах, связанных с мышлением. Они имеют очень скудный запас информации об окружающем мире, плохо представляют себе пространственные и временные параметры, их словарный запас также значительно отличается от имеющегося у детей того же возраста, и не в лучшую сторону. Интеллектуальная работа и мышление не имеют ярко выраженных навыков.

Центральная нервная система у детей с задержкой развития незрела, ребенок не готов к походу в первый класс в 7-летнем возрасте. Дети с задержкой психического развития не умеют производить основные действия, связанные с мышлением, плохо ориентируются в заданиях и не могут спланировать свою деятельность. Обучение детей с ЗПР письму и чтению крайне проблематично. Буквы у них перемешиваются, особенно те, что похожи по написанию. Мышление заторможено – написать самостоятельный текст дошкольнику очень трудно.

Дети с задержкой развития, попадающие в обычную школу, становятся неуспевающими учениками. Такое положение чрезвычайно травмирует и без того поврежденную психику. В результате этого появляется негативное отношение ко всему обучению в целом. Решить проблему поможет квалифицированный психолог.

Создание благоприятных условий

Для комплексного развития ребенка необходимо создание внешних благоприятных условий, которые бы способствовали успешному обучению и стимулировали работу различных частей ЦНС. Важно создать для занятий развивающую предметную среду. Что в нее входит? Развивающие игровые занятия, спортивные комплексы, книги, природные объекты и другое. Также немаловажную роль будет играть общение со взрослыми. Общение это должно быть содержательным.

Прогулки с детьми

Игра – ведущая деятельность для ребенка 3-7 лет. Практическое общение со взрослым, который бы обучал ребенка манипулировать тем или иным предметом в игровой форме, является для детей с задержкой психического развития первостепенно важным. В процессе упражнений и занятий взрослый помогает ребенку познавать возможности взаимодействия с другими предметами, развивая тем самым его мыслительные процессы. В задачу взрослого входит стимуляция ребенка с отставанием в развитии познавать и исследовать окружающий мир. Обратиться за консультацией по данным вопросам можно к психологу.

Развивающие игры

Коррекционные занятия для детей с ЗПР следует разнообразить дидактическими играми: матрешками и пирамидками, кубиками и мозаиками, играми на шнуровке, липучках, пуговицах и кнопках, вкладышами, музыкальными инструментами, игровыми приспособлениями с возможностью извлечения звуков. Также будут полезны наборы для сравнения цветов и предметов, где будут представлены разнокалиберные однородные вещи, отличные по цвету. Важно «снабдить» ребенка игрушками для сюжетно-ролевых игр. Куклы, кассовый аппарат, кухонная посуда, машинки, мебель для дома, животные – все это будет крайне полезно для полноценных занятий и игр. Дети очень любят всевозможные занятия и упражнения с мячом. Используйте его для катания, подбрасывания или учите ребенка кидать и ловить мяч в игровой форме.

Часто следует обращаться к играм с песком, водой и другими природными материалами. С такими естественными «игрушками» ребенку очень нравится заниматься, к тому же они прекрасно справляются с задачей формирования тактильных ощущений, используя игровой аспект.

Физическое воспитание малыша дошкольного возраста и его здоровая психика в будущем напрямую зависят от игры. Активные игры и упражнения, проводимые на регулярной основе, будут прекрасными методами для обучения ребенка владеть своим телом. Делать упражнения необходимо постоянно, тогда эффект от таких занятий будет максимальным. Позитивное и эмоциональное общение во время игры между малышом и взрослым создает благоприятный фон, который также способствует улучшению нервной системы. Используя в своих играх воображаемых персонажей, вы помогаете ребенку проявлять фантазию, творчество, что будет способствовать формированию речевых навыков.

Общение как помощь в развитии

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним каждую мелочь: все, что его окружает, что он слышит или видит, о чем мечтает, о планах на день и выходные и т.д. Стройте короткие понятные предложения, легкие для восприятия. При разговоре учитывайте не только качество слов, но и их сопровождение: тембр, жесты, мимику. Разговаривая с ребенком, всегда держите зрительный контакт и улыбайтесь.

Задержка психического развития предполагает включение в коррекционную программу обучения прослушивание музыки и сказок. Они положительно влияют на всех детей, вне зависимости от того, имеются у них какие-либо нарушения или нет. Возраст также значения не имеет, они одинаково любимы детьми 3 и 7 лет. Их польза доказана годами педагогических исследований.

В процессе обучения развить речь вам помогут книги. Детские книжки с яркими картинками можно читать вместе, изучая рисунки и сопровождая их озвучиванием. Побуждайте ребенка повторять услышанное или прочитанное. Выбирайте классику: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак – они станут верными помощниками в деле формирования личности ребенка.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 5,00 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка