Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Многие родители не понаслышке знакомы с таким термином, как гиперактивность у детей. Непоседливость, через край бьющая активность и невозможность усидеть хоть 5 минут на одном месте часто сильно выматывают родителей, которые вынуждены сдерживать неуемную энергию своего чада практически круглые сутки. Синдром дефицита внимания, или сокращенно СДВГ, наиболее распространен в дошкольном возрасте. Такое поведение бывает трудно контролировать не только родителям, но и воспитателям, педагогам. Детки с повышенной активностью часто отличаются чрезмерной импульсивностью и даже агрессивностью. Такие свойства характера мешают ребенку находить общий язык со сверстниками и заводить друзей. Оптимальное решение в данной ситуации – правильная корректировка поведения ребенка.

Общение гиперактивного ребенка
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: гиперактивный ребенок

Занятия с ребенком с СДВГ

Если родители замечают, что ребенку трудно сосредотачивать свое внимание — скорее всего, это говорит о нарушениях в соответствующем отделе головного мозга. В таком случае не стоит излишне напрягать этот участок, избегая перегрузки внимания ребенка. В качестве альтернативы педагоги и психологи в один голос предлагают развивать детскую память и мышление, тренируя таким образом нормально развивающиеся области головного мозга.

При выборе игр и упражнений придерживайтесь следующих правил:

  • Задания для игр и занятий должны быть предельно короткими и ясными. Возможно использование зрительных картинок-подсказок. Перед началом занятия убедитесь, что ребенок хорошо понял задание.
  • Помогайте ребенку освоить правило: сначала нужно довести одно дело до конца и лишь затем браться за другое — так он научится быть последовательным.
  • Время для выполнения задания должно быть небольшим, чтобы избежать переутомления ребенка. Чрезмерная нагрузка приведет к тому, что ребенок начнет терять над собой контроль и будет становиться еще более активным и агрессивным.
  • Следует чередовать последовательность активных и спокойных игр, чтобы у ребенка было время для «восстановления» работы мозга. Заметив признаки чрезмерной активности, постарайтесь направить избыточную энергию в положительное русло, предложив ему более спокойные игры.
  • Помогите ребенку узнать свои склонности к какому-либо делу: рисование, спорт, конструирование, музыка или что-то другое. Дайте возможность спокойно заняться любимым делом. Овладев большим количеством умений и достигнув некоторых результатов, ребенок начнет чувствовать себя более уверенно.
  • Старайтесь тренировать слабые стороны малыша. Зачастую гиперактивные дети плохо владеют мелкой моторикой, в таком случае стоит предлагать занятия для ее развития: бисероплетение, оригами и прочее.
Развитие мелкой моторики

Игры

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры — связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста. В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу.

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель: Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Содержание: Заранее обсудите с детками, что вы будете устраивать час тишины, когда вам будет нужно заняться делами или просто отдохнуть — это время дети могут посвятить рисованию, лепке и другим нешумным занятиям. В час, когда детям будет все можно, они получают разрешение беситься, прыгать и кричать, выплескивая всю накопившуюся энергию.

Примечание: Разные дни недели могут соответствовать определенному времени — например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное — неукоснительно следовать правилам.

Час тишины

Игра «Передай мяч»

Цель: реализовать избыточную детскую энергию.

Содержание: Дети стоят или сидят на стульях, и в их задачу входит передача мяча по цепочке друг другу, делать это следует по возможности быстро, но так, чтобы не уронить. Еще одна версия игры: дети встают в круг, но на этот раз спиной, а руки отводят назад – так передавать мяч будет значительно сложнее.

Примечание: Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Гвалт»

Цель: развиваем внимание.

Содержание: Водящий выходит из комнаты. Остальные участники выбирают какую-то всем известную песню и разбивают одну ее строчку на слова. Каждый игрок получает одно слово. Водящий снова появляется в комнате, а игроки начинают одновременно повторять слова, которые все заранее получили. Задача водящего – понять, что за песню загадали участники.

Примечание: Рекомендуется дать возможность каждому участнику повторить свое слово вслух, пусть и не очень громко. В игре могут участвовать дети от 3 лет.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель: Сделать деток более дружными, сплотить их.

Содержание: Делим всех игроков на пары. Двое деток кладут одну руку на талию друг друга — на двоих у них будет две руки. Соседние ноги будут выполнять функцию одной ноги, т.е. всего ног будет только три. Таким сиамским близнецам дают разные команды: сесть, попрыгать, лечь, порисовать и т.д.

Примечание: Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель: развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам.

Содержание: Дети водят хоровод, взявшись за руки. Ведущий произносит кодовое слово или звонит в колокольчик, а дети по этому сигналу резко останавливаются и хлопают в ладоши. Затем движение начинается в другую сторону.

Примечание: Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.

Старинная хороводная игра

Игра «Четыре стихии»

Цель: тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание: Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание: Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель: Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Содержание: Игроки встают перед ведущим, повернувшись к нему лицом. Ведущий двигается под музыку, используя нехитрые движения, а дети должны эти движения повторить. Одно из движений выбирается в качестве запретного. Игрок, нарушивший запрет, выбывает из игры.

Примечание: Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель: упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Содержание: Участники встают в круг. Все игроки начинают произносить по цепочке фразу: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. Если колпак не треугольный, то это не мой колпак.» Каждый игрок называет только одно слово из фразы. Следующий раунд проводится так: слова «колпак» и «мой» заменяются движениями. Таким образом, количество произнесенных слов с каждым раундом уменьшается, а количество показанных – увеличивается. В последнем раунде дети показывают всю фразу при помощи жестов.

Примечание: если дети не справляются с такой длинной фразой, можно ее сократить. Данная игра подходит для гиперактивных детей старше 4 лет.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 5,00 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка
Комментариев: 1
  1. Кира

    Не так уж и страшна эта гиперактивность, все решаемо.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: