Развивающие занятия для ребенка 4-5 лет: увлекательные игры и упражнения

Всесторонним развитием ребенка нужно начать заниматься после того, как ему исполнится 2 года. К этому возрасту малыши уже могут усваивать и осмысливать поступающую информацию. Ближе к 4-5 годам в программу развития нужно включать познавательные и обучающие упражнения. В будущем такая мера поможет первокласснику быстрее и легче адаптироваться к школе. Родителям рекомендуется заниматься с 4-5-летними малышами играми и упражнениями, направленными на развитие речевого аппарата и логического мышления, улучшение памяти и концентрации внимания, укрепление физического и эмоционального здоровья.

Как организовать занятие с ребенком?

Развивающие занятия, включая физические, должны основываться на принципах педагогики и возрастных особенностях ребенка. Упражнения для детей дошкольного и школьного возраста могут преследовать разные цели. При этом не имеет значения, проводится обучение в домашних условиях или в развивающем процессе задействован специалист, в любом случае необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.

Правильно организовать занятия с дошкольником 4-5 лет поможет ряд рекомендаций:

  • Занятия проводить в игровой форме. Только играя, дети этого возраста способны в полной мере усваивать поступающую из внешних источников информацию.
  • Систематизировать учебную программу. Только системный подход к обучению даст максимальный результат. Если в течение полугода регулярно заниматься с малышом, эффект будет более выраженным, чем при нерегулярных занятиях на протяжении года. Нагрузку рекомендуется увеличивать по мере усвоения материала.
  • Чередовать упражнения, направленные на умственное и физическое развитие. Для лучшего понимания и запоминания информации занятия рекомендуется организовать так, чтобы интеллектуальная и физическая сферы были задействованы равномерно.
  • Не подвергать ребенка чрезмерной нагрузке. Задания не должны быть слишком интенсивными и продолжительными. В норме длительность одного занятия у детей младше 5 лет не должна превышать 30-40 минут. При этом необходимо делать динамический перерыв.

  • Заниматься в одно и то же время. К обучению нужно приступать тогда, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и успел отдохнуть, т. е. в утренние часы после завтрака или после дневного сна.
  • Организовать малышу учебную зону. Заниматься с ребенком нужно в спокойной обстановке. Ничто не должно отвлекать его от обучающего процесса, поэтому рекомендуется выключить телевизор и убрать из поля зрения маленького ученика посторонние предметы.
  • Использовать красочный реквизит и учебные материалы. Заинтересовать малыша можно с помощью ярких предметов. Пользоваться ими можно только во время занятий, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
  • Все упражнения выстраивать вокруг одного сюжета. Такая мера позволит удержать внимание малыша как можно дольше.
  • Ставить четкие цели при разработке развивающей программы и тщательно планировать учебный процесс. Особенности развития 4-5-леток заключаются в улучшении восприятия, усидчивости, памяти и внимания. С помощью обучающих заданий необходимо развить и усилить эти сферы. Планирование учебы позволит добиться того, чтобы занятия были регулярными, чередовались друг с другом и приносили максимум пользы.

Примеры игр и упражнений

Задания должны быть интересными, поэтому их нужно подбирать, учитывая особенности конкретного ребенка. Во время занятий дома с детьми такого возраста упор следует делать на развитие умственных и физических способностей, совершенствование речевого аппарата, улучшение памяти и концентрации внимания. Кроме того, не должна быть обделена вниманием эмоциональная сфера маленького человека.

Игры на развитие математических навыков

Чтобы у детей в процессе учебы в школе не возникало проблем с усвоением нового материала, во время дошкольной подготовки нужно развивать логическое мышление. Дошкольника необходимо научить основам базовой геометрии, счету, основным принципам сравнения.

Родителям в программу обучения рекомендуется включить игры, направленные на изучение простейших геометрических фигур: круга, ромба, квадрата, прямоугольника, овала, треугольника. Для этого можно выстраивать в ряд игрушечные фигурки, после чего малыш должен угадать, какую форму имеет та или иная игрушка.

Лучшему усвоению материала помогут:

  • обведение фигур по точкам яркими фломастерами или карандашами;
  • лепка шаров, треугольников и квадратов из пластилина;
  • изучение красочных рисунков геометрических фигур, встречающихся в быту (треугольный кусочек торта, круглая пуговица, квадратная коробка);
  • исключение из таблицы с группами геометрических фигур лишнего экземпляра.

Дошкольника также необходимо обучить счету. Ребенок перед поступлением в первый класс должен уметь считать хотя бы до 10 в прямом и обратном направлении (подробнее в статье: что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в 1 класс?). Для этого можно в игровой форме пересчитывать с малышом его игрушки. Помимо прочего это способствует умению соотносить абстрактное число с реальными предметами. Также можно использовать счетные палочки. Они имеют яркие цвета, чем наверняка привлекут внимание крохи, и он с удовольствием будет складывать из них различные фигурки.

Кроме того, дошкольнику желательно уметь писать цифры. Для этого родителям рекомендуется купить специальные прописные тетради и детские наборы с цветными пластмассовыми цифрами. Ребенку нужно с помощью любимых игрушек объяснить принципы сравнения. Для этого они делятся на группы: в одной две куклы или машинки, в другой пять. Малыш должен определить, где игрушек больше, а где меньше.

Чтобы привить дошкольнику понятие равнозначности, можно разыграть сценку, в которой главные герои попадают на праздник. На нем гостям приготовили два стола с угощениями. Нужно попросить ребенка расставить яства на столах так, чтобы на каждом оказалось равное количество угощений.

Развитие логики – важный этап дошкольной подготовки. К 4-5-летнему возрасту малыши уже в состоянии освоить основные логические понятия. Педагоги рекомендуют включать в программу обучения дошколят следующие занятия:

  1. Нахождение совпадений и различий. На картинке с изображениями нужно найти одинаковые и разные предметы.
  2. Определение общего признака. Игра основана на том, чтобы определить, что связывает предметы из одной группы (например, посуда одного цвета, слова на одну букву, деревья зеленые).
  3. Нахождение ошибки. Малышу нужно найти несоответствия на картинках (например, на рисунке, на котором изображен мишка в шапке и шубе на пляже) или в произносимом тексте (например, летом Степан любит кататься на лыжах).

Внимание и память

Для развития внимательности нужно организовать учебный процесс так, чтобы маленький ученик не отвлекался от выполнения задания в течение минимум 10 минут. Помимо умения концентрировать внимание на протяжении долгого времени, эти тренировки позволят приучить ребенка к усидчивости. Чтобы заинтересовать малыша в непрерывном занятии одним делом, ему можно пообещать в импровизированную перемену поиграть с любимой игрушкой.

Для развития памяти рекомендуется зачитывать крохе небольшие отрывки из книги и просить его пересказать услышанное. Для закрепления материала нужно сделать то же самое на следующий день. Улучшить память также поможет следующее задание. В течение нескольких секунд маленький ученик должен рассматривать фигуры или предметы, изображенные на карточке, затем отвести взгляд в сторону и перечислить их по памяти.

Для начала рекомендуется использовать черно-белые простые изображения. Если малыш успешно справляется с этой задачей, ее можно постепенно усложнять, показывая ему цветные карточки и более сложные предметы.

Развитие речи

Дошкольник должен обладать определенным словарным запасом. К тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, ему нужно знать минимум 1000 слов и уметь складывать их в предложения. Развивать речь помогают занимательные шарады и загадки. Рекомендуется произносить с малышом следующие фразы:

  • из воздушного шарика воздух выходит со звуком «ш-ш-ш»;
  • ежик фыркает «ф-ф-ф»;
  • тигр полосатый рычит «р-р-р»;
  • часы на стене издают звук «тик-так-тик-так»;
  • вода в чайнике кипит «ш-ш-ш».
При развитии речевого аппарата особое внимание нужно уделять предлогам и родам. «Западающие» буквы можно исправить с помощью карточек, на которых изображены слова, содержащие «проблемные» символы алфавита.

Спортивные игры и упражнения

Спортивные упражнения обязательно должны входить в программу подготовки к школе. При отсутствии возможности отдать ребенка в платную секцию, можно заниматься с ним дома. Предпочтение следует отдавать упражнениям с мячом, зарядке с простыми элементами, танцам под веселую музыку, подвижным играм.

Дети развиваются разными темпами, поэтому если у малыша не получается какое-либо движение, не следует его ругать. Вместо этого лучше подыскать для него увлекательную игру, с помощью которой он сможет развить другие качества.

Развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков

Эмоции играют важную роль в процессе общения ребенка с внешним миром, поэтому эмоциональный интеллект нуждается в совершенствовании. На примере любимых героев мультиков малышу можно показать, что означает то или иное выражение лица, рассказать, по какому поводу человек может грустить, смеяться или плакать. Понять сложный мир эмоций ребенку поможет чтение поучительных сказок.

Для совершенствования социальных навыков дошкольника родители должны объяснять ему правила поведения в обществе. В игровой форме можно организовать сценку, в которой, например, мишка с гостинцем приходит в гости к лисе, а она угощает его чаем со сладостями.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (6 оценили на 4,33 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка
Комментариев: 1
  1. Залина

    занималась с ребенком примерно с 3 лет. Для этого купила специальную книгу. В комплект входили всяческие задания, цветные обучающие картинки. Очень понравилось это издание. В итоге мой малышок практически не испытывал проблем в школе. Так что рекомендуют заниматься по специальному пособию.

  2. Анастасия

    Мой ребенок со мной заниматься не хочет. Отдала его в центр раннего развития, он учится читать на кубиках Зайцева, на следующий год, когда будет в старшей группе, пойдет на двухгодичные курсы подготовки к школе.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: