Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Физические показатели и навыки
При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).
Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.
Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.
Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.
Сводная таблица с навыками


Сфера развития | Что происходит? |
Двигательная активность | Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому – смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка. |
Действия с предметами | Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.) |
Навыки | Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть. |
Эмоции | Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др. |
Понимание речи | Может выполнять поручения взрослых: “Покажи, как летает птица”, “Помаши ручкой”, “Покажи привет/пока” и др. Понимает запреты и указания типа “сядь”, “подойди сюда”, “встань”, “обними маму”. Знает свое имя и отличает его от других. |
Самостоятельная речь | Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые слова и ходить?). Это автономная речь – т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким. |
Интеллект | Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: особенности развития малыша в 8 месяцев). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы – все они “крутятся” относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм. |
Формирование мелкой моторики
Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:
- развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
- формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.
Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.
Развитие психики ребенка
В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.
Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».
- Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
- Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.
Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой. Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.
Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей. Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.
Формирование социальных навыков
Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей – отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Здесь взрослым важно правильно повести себя – с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.
Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.
У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)
- может сидеть самостоятельно;
- из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
- выполнять просьбы взрослых;
- действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
- выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
- по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
- может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
- эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.
Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).
Статья, такое ощущение, то ли из 60-х годов, то ли из Домостроя. Должен должен., да ничего ребёнок не должен. Весить должен 8600-9000, а если 9100??? Кормить 5 раз в день, а если 6? Ну и бред….
Тоже не понравилась статья, должен говорить, всё понимать и чуть ли не задачи уже решать.
Здравствуйте! Моей дочери почти 2 года, но она у нас очень мало слов говорит. Озвучивает как говорят животные, кушает, пьет сама, в туалет ходим на унитаз. Может снять предметы одежды и одеть. Цвета не знает, формы предметов не знает. Как оценить правильно, есть ли у нас задержка в развитии?! И как помочь крохе??
Судя по Вашему рассказу развитие малыша вполне соответствует возрасту. Сроки, когда ребенок должен начать говорить являются приблизительными, в каждом отдельном случае существует своя индивидуальная норма. Старайтесь больше разговаривать с дочерью (на прогулке, например, называйте все, что вы видите), читать ей книги, развивать мелкую моторику, выполнять специальную гимнастику для пальчиков.
Здравствуйте, что может спровоцировать раздражение в паху у сына 8,5 месяцев?
Раздражение или покраснение может быть вызвано как аллергической реакцией на какой-либо продукт, средства гигиены (памперсы), так и перегрев, инфекция. Самое главное – исключите возможные аллергены, старайтесь содержать это место в сухости и чистоте. При необходимости обратитесь к дерматологу, педиатру.
Здравствуйте, нашей девочке 8,5 месяцев, просит водить ее за ручки, это плохо для ребенка? Встает с помощью опоры с 6 месяцев и ходит держась за диван. Родилась с весом 3,660 кг, сейчас весит 7кг 400гр плохо набирает вес. Что делать? Находится на смешанном вскармливании и прикорм ест. Ест мало с рождения. Смеси за 1 раз выпивает 80-100, за день максимум 400. Что делатьс питанием? Заранее спасибо!
Ребенку после полугода уже мало пространства в кроватке, и при наличии опоры он норовит сесть, встать. Организуйте место для малыша на полу в дали от дивана, чтобы девочка тренировала способность ползать и не было соблазна все время вставать у дивана. Конечно же это хорошо, что она встает, значит чувствует силу в мышцах, но и другие навыки нужно развивать. По питанию – все индивидуально, если в общем состояние ребенка по месяцам и развитие в норме, нет патологий ЖКТ, то значит малышка наедается, не нужно заставлять съедать ее больше, чем она хочет.