Все родители хотят, чтобы их дети нормально развивались и не отставали от сверстников. Каждый возраст ребенка, в том числе и два года, имеет свои особенности физического, психоэмоционального и умственного развития. Убедиться, что кроха развивается в соответствии с возрастом, помогут знания того, что должен уметь ребенок в 2 года. Зная, как и чем занять кроху, взрослые могут помочь ему приобретать новые навыки и умения.

Физическое развитие ребенка 2-х лет
Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры – рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:
- наследственность;
- питание;
- климатические условия;
- физические нагрузки;
- экология.
Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:
Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг |
Мальчик | 84-89 | 12-13,5 |
Девочка | 83-87,5 | 11,5-13 |
Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях – нарушением обмена веществ.
Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:
- Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
- Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
- Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.


- Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
- Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.


Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Психоэмоциональное и социальное развитие
Вплоть до 5 лет дети неспособны контролировать и управлять своим мышлением, памятью и вниманием. Эти психологические процессы им неподвластны. Детское внимание в два года легко переключить с помощью более интересного или нового занятия. На этой стадии развития малыши все новое схватывают на лету и впитывают информацию, словно губки.
С эмоциональной точки зрения дети очень восприимчивы к чужим эмоциям. Так, часто можно наблюдать ситуацию, когда веселый улыбающийся кроха начинает плакать или становится недовольным, если рядом с ним капризничает или устраивает истерику другой ребенок. Именно по этой причине важную роль играет психологическая обстановка, в которой растет малыш.
К двум годам дети становятся более общительными, они начинают проявлять интерес к чужим людям и играть на площадках с другими детьми. Они проще вступают в контакт и взаимодействуют с окружающими. Естественно, это время первых ссор и конфликтов. Кроме этого малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Также они очень любят развлекаться, петь, слушать музыку, смотреть мультики и развивающее видео.


Кроме всего прочего, в детской психологии присутствует подражание и копирование взрослых. Дети обожают стирать, убирать, готовить вместе с родителями, таким образом проявляя самостоятельность. Такие стремления следует поощрять, тем более это еще один способ, чем занять ребенка в 2 года дома.
Психологи утверждают, что мальчики и девочки в этом возрасте по-разному оценивают взрослых и постепенно осознают свою гендерную принадлежность. В таблице ниже описаны основные отличия в эмоциональном, психологическом и социальном развитии мальчиков и девочек в 2 года:
Мальчики | Девочки |
Оценивают взрослых, беря во внимание их стремление научить чему-то или поиграть вместе | Оценивают взрослых, основываясь на их отношении к ним |
Осознают то, что они не должны носить платья, им следует быть сильными и мужественными как папа | Понимают, что они носят юбки, и будут в будущем похожи на мам |
Проявляют большую активность и шустрость | Являются более спокойными и уравновешенными |
Неусидчивы, испытывают равнодушие к творчеству | Более усидчивы, с лучше развитым воображением и речью |
Свойственна самостоятельность во всем | Требуют постоянного одобрения со стороны взрослых |
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.


Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.


Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.


- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Нюансы занятий с ребенком дома
Уход за ребенком 2 лет и проведение занятий имеет свои особенности. Ниже приведена памятка для родителей, которые хотят заниматься развитием ребенка дома:
- “Нет” перегрузке ребенка упражнениями и заданиями. Занятия с детьми 2 лет не должны быть сложными и длиться больше 15 минут.
- Чередование активных и пассивных игр.
- Терпение и помощь. Ребенок только учится и пробует, это нужно учитывать.
- Соответствие игр возрасту.
- Уменьшение нагрузки перед сном. Желательно читать или просто разговаривать. Кроме того, чтение и простая беседа способствует развитию речи.
- “Нет” занятиям по принуждению.
- Общение. Нужно как можно больше общаться с малышом, проводить с ним время, интересоваться его жизнью, задавать вопросы.
- Похвала. Не забывать хвалить кроху за его достижения. Для него это очень важно.
- Больше гулять как в летние месяцы, так и зимой.
Я мама двух девочек, у которых небольшая разница. В чем-то они похожи, но развиваются совсем по-разному. Младшая, равняясь на старшую, все начинает делать раньше, хотя мы стараемся все делать, как в первый раз. Складывается ощущение, что старшая больше нас влияет на развитие младшей.
Моему Максику На днях будет 2,1.самостоятеьно ходить он начал пробовать уже почти в 10 месяцев.Разговоры потихоньку начались в 1,10.Сейчас уже предложениями говорит,что видит-всё комментирует.По горкам лазить просто обожает,на родителях кататься,Так вот беда у нас прямо-почти ничего не хочет есть и не желает ходить на горшок.А в апреле в садик идти.Режим дня вообще никакой-во сколько хочет спит и не заставить вовремя,ни за что на свете.В час ночи в среднем ложится и ещё ночью просыпается порой не единожды,как будто что-то пугает во сне или болит,поди пойми.Анализ мочи взять в нужное время просто нереально.Как быть-вообще без понятия.Спал ужасно до этого,стала как-то(не выдержала,где-то в год и десять примерно)маленько глицин давать-сон наладился,ещё и речь пошла.Перестала-снова круговерть со сном началась,но разговор не пропал.Что хочешь,то и делай,прямо не знаю.
Это с каких пор ребенок должен “знать цифры” и уметь считать в 2 года???
Да, в 2 года уже книжки читает сам.
Ага, меня тоже порадовало!)))) “Попросить описать, что происходит на картинке”. В 2 года! Еще изложение можно попросить написать.
Мой знает и называет цифры до 5, 10 цветов и буквы
а,б,в,г с года и семи месяцев, так что ничего удивительного)Сейчас ему год и 11 месяцев, строит предложения из 5 слов, отвечает на вопрос “почему горят лампочки?” (темно), “когда поет сверчок?” (ночью), “куда уходит вода из раковины?” (“в кизацию” – в канализацию) и много других, называет и показывает много деталей на автомобиле и прочее
Здравствуйте! Наш ребенок не говорит фразы, слова тоже говорит по своему, например, рыба — би, банан — ба, помидор — па, мишка — ми..говорит мама, иногда проскакивает папа, баба…ребенку 2 года. как ему можно помочь?
Здравствуйте, Светлана. Развитие каждого малыша индивидуально, иногда происходят скачки роста, и ребенок буквально за несколько недель начинает отчетливо произносить слова, предложения. Помогут малышу упражнения на развитие мелкой моторики, чтение вслух взрослыми. Удачи!
как помочь ребенку научиться разговаривать в 2 года?
Эсмира, добрый день. Большое значение в этом вопросе занимает развитие мелкой моторики малыша: предлагайте ребенку для занятий крупные бусы, всевозможные мозаики, кубики, сенсорные коробки. Пальчиковое рисование, лепка и массаж пальчиков на ногах и руках дает хороший результат. При необходимости рекомендуется очная консультация логопеда.
Здравствуйте! Девочке в феврале два года будет, она у нас на горшок не садиться, не кушает с ложки и не разговаривает. На сколько все серьезно и как всему обучить кроху?
Навыки самообслуживания у ребенка формируются ближе к 2-2,5 годам. Старайтесь поощрять любую инициативу в этом деле со стороны ребенка. Если ни в какую не садится на горшок, уберите его из поле зрения на месяц, потом попробуйте снова приучение. Для этого малыш должен научиться снимать и одевать штаны, научиться различать мокрое от сухого. Не стоит заострять внимание и ругать за промахи, они первое время неизбежны. Научиться кушать самостоятельно можно только опытным путем проб и ошибок. Конечно, проще и быстрее маме накормить малыша, но почаще давайте ребенку ложку и тарелку с едой, пусть учится.
Ребёнок практически не жуя, заглатывает пищу кусками. При этом даже морщится при заглатывании, пытаясь её “пропихнуть”.
Старайтесь давать пищу малышу мелкими кусочками, ждать, когда он прожует, потом давать следующую порцию. При таком “заглатывании” затруднительно переваривание пищи, могут возникнуть проблемы с желудком.
Здравствуйте, а почему у ребёнка пропал аппетит в 1.10 месяцев?
Ребенку в возрасте 2-х лет интересно все вокруг, он исследует мир и ему совсем некогда, да и скучно сидеть за столом, принимать пищу. Зачастую дети в таком возрасте ограничиваются перекусами, не желая полноценно есть. Старайтесь садиться за стол всей семьей, пусть эта будет семейная традиция, ребенок склонен копировать поведение взрослых. Не кормите насильно, это наоборот, может усугубить ситуацию. В то же время не идите на компромисс, предлагая только ту еду, которую хочет ребенок. Не желает кушать сейчас, предложите через некоторое время, когда малыш проголодается.
Добрый день. Ребенок не запоминает цвета?
При общении с ребенком, прогулке, старайтесь при обращении внимания на какой-либо предмет всегда указывать его цвет. Например: проехала красная машина, вот там синий дом и т.д. При этом старайтесь наиболее точно указывать оттенки, чтобы не ввести ребенка в заблуждение (если салатовый, то именно так, а не зеленый).
Здравствуйте, что делать моему ребёнку 2 года. Он не говорит, сам не кушает, на горшок не ходит. Пытаемся с ним заниматься, например, складывать пирамиду или строить башни из кубиков он все разбрасывает и убегает. Иногда на свое имя не отзывается. Любит катать машинки и мячики. Бегает туда сюда. Были у невролог диагноз, ЗРР. Трясёт руками, мычит, издаёт звуки. Мама, папа, дай не говорит.
Вовремя обнаруженная задержка речевого развития эффективно поддается корректировке, при этом ответственность за результат полностью ложится на родителей, зависит от их упорства. В вашей ситуации возраст 2 года – это самое подходящее время для начала лечения. ЗРР во многом является следствием неврологических заболеваний, минимальной мозговой дисфункции. Рекомендовано полное обследование у невропатолога, психоневролога.
Если остальное развитие ребенка согласно возрасту, невролог не выявляет отклонений, то и маме не нужно беспокоиться. Появление речи – довольно индивидуальный фактор, не дающий оценку общему состоянию ребенка. Вы правильно делаете, что развиваете мелкую и крупную моторику ребенку, больше читайте вслух, пойте песенки.
Ребенку 2 года 4 месяца. считает до 10 , знает как выглядят цифры (в лифте кнопки нажимает правильно, двери ключом открывает) , но нормально не разговаривает… говорит конечно некоторые слова, но в основном на своем языке лапочет… надеюсь что когда в садик пойдет, начнет быстрее разговаривать…