Что должен уметь каждый ребенок в полтора года: критерии развития, игрушки и развивающие игры в 1 год 6 месяцев

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

Ребенок полтора года

Режим сна и бодрствования

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка. Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Если ребенок плохо спит по ночам и часто пробуждается, чтобы приложиться к груди, его можно научить самостоятельному засыпанию под руководством консультанта по сну https://kateforbaby.ru/

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Кушанья, содержащие большое количество белков, жиров и экстрактивных веществ лучше давать до полудня – они перевариваются длительное время, а также могут возбуждать неокрепшую нервную систему, мешая спокойному ночному сну. Каждый прием пищи должен содержать то или иное горячее (теплое) блюдо.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Овощи в рационе

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки:

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: как научить собирать пирамидку из колец ребенка?).
Ребенок играет

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (14 оценили на 4,29 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка
Комментариев: 12
  1. Наталья

    Здравствуйте!Ребенку полтора года. На ГВ. Все полтора года не спим по ночам. Просыпается каждый час,начинает плакать. Грудь не просит.Пить тоже отказывается. Пробовали вставать и папа,и бабушка. тоже самое.Засыпает только на руках.Может,и привык.Но можно укачать один раз. Почему просыпается каждый час? Невролог говорит,что патологии нет.Посоветуйте,пожал,к кому обращаться?Сил уже нет!Спасибо!

    1. Эксперт-коллегия "Все Про Ребенка"

      Здравствуйте, Наталья. Проблема, вероятно, носит комплексный характер – это и привычка уходить ко сну “на руках”, и неумение самостоятельно засыпать (обучение этим техникам проводят сомнологи – специалисты по детскому сну). Нельзя исключать и какие-то физиологически факторы, например, проблемы с животиком (наличие патогенной микрофлоры и недостаток “хороших” бактерий нередко приводят к дискомфорту, обостряющемуся в ночное время). Для начала следует обратиться к педиатру, сдать общие анализы кала, мочи и крови, оценить результаты. Если проблема психологического характера – обратиться к сомнологам (они проводят в т.ч. онлайн обучение).

  2. Аля

    Здравствуйте, ребёнку 1,6 не спит днём, на ночь уходим ближе к 12, утром встаёт в 9 иногда в 10, что делать?

    1. Эксперт-коллегия "Все Про Ребенка"

      Необходимо нормализовать распорядок дея, для этого постепенно с каждым днем старайтесь будить малыша раньше на 30-40 минут. При подъеме в 10 утра ребенок не успевает “нагуляться” к послеобеденному сну, а вечером пропустив положенное время отхода к ночному сну, перегуливает и не может долго уснуть.

  3. Светлана

    Ребенок сосет уголки одеяла или подушки. Что делать?

    1. Эксперт-коллегия "Все Про Ребенка"

      Обычно такое поведение не ведет к каким-либо серьезным последствиям и проходит само с течением времени. Не заостряйте внимание ребенка на сосании одеяла, не ругайте за это. Возможно, при засыпании малышу одиноко или страшно, рекомендовано включать ночник перед сном, почаще обнимать ребенка, говорить, как Вы его любите.

  4. Лаура

    Здравствуйте, у меня ребенку 1.6 привык засыпать рядом со мной трогая мои волосы, думаю отучать, можете посоветовать как легче, и не спишу ли я?

    1. Эксперт-коллегия "Все Про Ребенка"

      Действовать следует постепенно, вводя новые ритуалы перед сном. Малыш уж подрос, наверняка ему будет интересно перед сном послушать сказку, песенку. Пусть каждый вечер будет определенная последовательность действий (расставление игрушек по местам, купание, легкий массаж, песенка или чтение книги) тогда ребенок уже будет знать, что пора спать, выработается ассоциация на сон, которая сможет заменить тактильный контакт (перебирание волос). Если видите, что малыш спустя неделю так и требует повторения прошлой привычки, то, скорее всего, он не готов засыпать по-другому, отложите нововведения на более поздний срок.

  5. Нурзиля

    Здравствуйте. Моему сыну 1,6. Не выговаривает слова, только 10 +- слов говорит внятно, а остальное на своем лепечет. Есть тут повод беспокоиться? Часто смотрит мультики, может это влияет, нужно ли отучать от них.

    1. Эксперт-коллегия "Все Про Ребенка"

      Учитывая ту информацию, которую Вы предоставили, развитие малыша вполне укладывается в нормы. А вот частый просмотр мультфильмов и вообще работающий телевизор на заднем фоне – это вредно для эмоционального состояния малыша, перегружает психику. Старайтесь больше читать вслух, разговаривать с ребенком, развивать мелкую моторику. Это благоприятно сказывается на развитии речи.

  6. Люда

    Здравствуйте. Сыну полтора года. Говорит,максимум 10 слов. Когда гуляем, всегда показываем окружающие предметы и т. п и называем ему, повторять не хочет за нами. Что делать?

  7. Мария

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, моему сыну 1,6 года, на ГВ. Приучила спать с собой, чаще всего засыпает сося грудь и редко на руках отца. Собираюсь отлучать от груди и от совместного сна. Посоветуйте пожалуйста, как лучше и в какой последовательности это сделать, чтоб не навредить малышу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: