Все о развитии ребенка в 5 месяцев: рост и вес малыша, особенности питания грудничка на шестом месяце жизни

Считается, что первый год жизни ребенка – самый трудный как для родителей, так и для самого малыша, поскольку каждый месяц преподносит свои сюрпризы и новшества. Стоит родителям подстроиться к ритму жизни крохи, как тот уже снова меняется.

К 5-му месяцу у ребенка начинается более активный период. Его возможности движений растут и теперь во время бодрствования он не просто спокойно лежит на месте, а усердно переворачивается на живот и обратно на спину. Надолго оставлять карапуза одного даже в кроватке уже нежелательно, а вот обычный коврик или покрывало, расстеленные на полу, будут самыми подходящими помощниками малышу при совершенствовании имеющихся навыков движения и приобретении новых.

Малыш на коврике

Основные параметры ребенка в 5 месяцев

Следя за развитием своего малыша, все мамочки в первую очередь контролируют два главных параметра:

  • вес;
  • рост.

К пяти месяцам вес, с которым младенец появился на свет, обычно увеличивается в два раза. Средний вес для мальчиков находится в пределах 6,6-8,5 кг, для девочек – 6-8 кг. Первая волна тревог и волнений, связанных с набором веса и месячной прибавкой в весе, у большинства мамочек к этому времени проходит, и малыш уже не так часто оказывается на весах.

Так же дела обстоят и с прибавкой в росте: норма роста у мальчишек изменяется в диапазоне 63,5 – 68,1 см и 61,5 – 66,3 см у девчонок.

Организуем день малыша

На 5-ом месяце суточная норма сна для большинства детей составляет 14-16 часов. Чаще всего ночной сон длится порядка 10 часов, остальное время ребенок досыпает днем за 3 раза по 1,5-2 часа. В этом возрасте грудничок может перестать будить маму для ночного кормления и способен проспать всю ночь, о чем так мечтают родители.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка являются прогулки. Гулять с крохой нужно минимум дважды в день: летом, если состояние крохи и погода позволяют, длительность прогулок может быть 3-4 часа и даже больше. Зимой это время сокращается до 2 часов при умеренной температуре воздуха.

Ниже в таблице показан пример того, как можно составить график дня для ребенка, который достиг пятимесячного возраста, отталкиваясь от продолжительности его сна:

6:00Подъем, кормление и бодрствование
8:00-10:00Первый дневной сон
10:00-10:30Кормление
10:30-12:30Личная гигиена, игры, гимнастика
12:30-14:30Второй дневной сон
14:30-15:00Кормление
15:00-17:00Прогулка, игры, общение
17:00-19:00Третий дневной сон
19:00-19:30Кормление
19:30-21:30Бодрствование, купание, подготовка ко сну
22:30Кормление и ночной сон

Данный вариант режима дня является приблизительным, а время, как и последовательность действий и процедур по уходу за ребенком, может варьироваться. При составлении подобного распорядка для своего крохи, ориентируйтесь на его индивидуальные потребности.

Кормление ребенка

Психофизическое развитие малыша

Ребенок в 5 месяцев уже обладает определенными навыками, связанными с движением рук. Сейчас он оттачивает свои умения и продолжает их совершенствовать: малыш не просто хватает то, что попадется, а сначала смотрит в сторону понравившегося предмета и только потом направляет к нему руку. Заполучив интересующую вещь, ребенок способен самостоятельно играть и изучать ее в течение некоторого времени. Вместе с развитием зрительного управления у карапуза появляется способность концентрировать внимание и умение делать выбор, что играет значительную роль в дальнейшем обучении.

Благодаря развивающимся хватательным движениям, процесс исследования окружающего мира становится для него еще более увлекательным. Малыш уже способен отличить холодное от горячего, гладкую поверхность от шероховатой. Новые возможности рук позволяют ему правильно обращаться с предметами: любая вещь, попавшаяся малышу в руки, теперь пройдет тщательную неоднократную экспертизу на ощупь и на вкус.

Кроме того что кроха может дотянуться и схватить нужную вещь, он еще и сознательно умеет разжимать руку, чтобы находящийся в ней предмет выпал. В это время у малыша появляется новая любимая игра с родителями: игрушка падает из кроватки или коляски, а мама или папа возвращают потерю обратно ребенку.

Именно в этом возрасте малыш совершает свои первые попытки подняться из лежачего положения и присесть, ухватившись ручками за пальцы взрослого, однако не стоит ускорять этот процесс и специально усаживать малыша. Такая спешка может привести к искривлению позвоночника и другим проблемам в физическом развитии. Если хотите помочь ребенку, лучше используйте кольца, за которые малыш может подтягиваться и таким образом тренировать мышцы спины.

Сводная таблица умений и навыков малыша в 5 месяцев:

Сфера развитияЧто происходит?
Двигательная активностьВ положении лежа на спинке кроха делает попытки встать: приподнимает голову и плечи. В положении лежа на животе поднимает корпус, ручки при этом выпрямляет и упирается ладошками. Делает попытки перевернуться со спины на живот. При поддержке под мышки, всей ступней стоит на твердой поверхности около 3 минут, переступает ножками. Может недолгое время сидеть, держась за опору обеими ручками.
Действия с предметамиИзучает предметы с помощью осязания: берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее около минуты. Обследует игрушки не только с помощью пальчиков – тянет их в рот. Начинает координировать свои действия, глаза “управляют” рукой: схватывает предметы, достает.
НавыкиУчится есть с ложечки полугустую пищу. Открывает ротик, когда ложка касается губ. Пьет воду из чашечки.
ЗрениеБезотрывно следит за перемещение игрушки в течение 10-15 минут, сам выбирает объекты, на которых сфокусировать внимание. Отличает близких от чужих, плохо реагирует на незнакомцев, в связи с сильной привязанностью к маме.
СлухУзнает голоса близких, различает интонации. Уверенно поворачивается в сторону источника звуков.
ЭмоцииСмеется в голос. Может нахмуриться и заплакать, если слышит строгий голос мамы. Гулит, привлекая внимание мамы. Радуется другим детям, берет у них игрушки.
РечьГулит, напевая гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, хаа, маа, эу.
ИнтеллектПонимает, что у него, кроме ручек, есть и другие части тела, но рука, по прежнему, – главный объект для изучения. Интересуется не только близкими предметами, но и теми, что находятся на расстоянии до 1 метра. Сосредоточенно фокусируется на мелких деталях, изучая их.
Ребенок 5 месяцев

Другие важные моменты в развитии

Помимо освоения новых навыков и двигательной активности, 5-ый месяц у малыша связан с:

  • началом прорезывания зубов;
  • детским лепетом;
  • новым этапом психического развития.

Прорезывание зубов – процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. В самом начале на деснах у малыша появляются белые бугорки, которые постепенно увеличиваются и краснеют. Хотя сам процесс не сопровождается болезненными ощущениями, он вызывает сильный зуд: малышу постоянно хочется чесать десна, и он не перестает засовывать в рот пальцы и все, что окажется под рукой. По настоятельным рекомендациям доктора Комаровского, с целью помочь ребенку при прорезывании зубов следует использовать специально предназначенные для этого прорезыватели. Они абсолютно безопасны и безвредны, а их выбор по цвету, форме и материалу, из которого они изготовлены, просто огромен.

Ребенок всегда получает массу удовольствия от общения с родителями, однако сейчас он пытается уже в нем участвовать не криками, а с помощью простых, пусть еще и немногочисленных, звукосочетаний. Такой первый детский лепет обязательно стоит заснять на видео, которое в будущем будет вызывать только улыбку.

На 5-6-ом месяцах жизни малыш уже начинает разделять окружающих людей на своих и чужих. Если лица, которые он привык видеть с рождения, не вызывают у малыша тревоги, то незнакомцы могут спровоцировать истерику, особенно в отсутствие мамы. С этого момента малыша всегда стоит ненавязчиво знакомить с теми, кто к нему приходит, говорить, кто это и как его зовут – постепенно малыш привыкнет, и перестанет бояться.

Питание

Питание 5-месячного нормально развивающегося ребенка непосредственно зависит от типа вскармливания, на котором он находится:

  • естественное;
  • искусственное;
  • смешанное.

При естественном вскармливании пятимесячный ребенок кушает исключительно грудное молоко, на искусственном вскармливании – молочную смесь. При смешанном вскармливании в рационе малыша присутствует и мамино молоко и смесь.

Кормление грудью
Несмотря на взросление малыша, грудное молочко продолжает быть для него наиболее легкоусвояемым продуктом

Грудное вскармливание имеет ряд весомых преимуществ перед остальными видами вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит сбалансированный набор всех необходимых питательных веществ.
  2. Мамино молочко намного легче усваивается.
  3. Укрепление иммунитета.
  4. Формирование и нормальное функционирование микрофлоры кишечника.
  5. Снижение вероятности появления аллергии.

Прикорм

Прикорм 5-месячному здоровому ребенку вводится только в случае искусственного или смешанного вскармливания, при грудном вскармливании прикорм начинают вводить с шестого месяца. Обычно его начинают с овощных пюре, но если у ребенка проблемы с набором веса, следует овощи заменить кашами, так как последние более питательны.

Готовить их можно как на молоке или смеси, так и на обычной кипяченой воде. Использовать для первого прикорма лучше рис, кукурузную или гречневую каши, так как пшеница, овес, перловка и ячмень содержат клейковину, а она может стать причиной аллергии или нарушения работы пищеварительных органов.

Введение прикорма – это целая наука, которая требует от родителей много терпения и выдержки. Чтобы не усложнять и без того трудную задачу, достаточно следовать нескольким простым правилам:

  1. Начинать ввод нового продукта надо с половины чайной ложки, если аллергическая реакция на продукт отсутствует – постепенно увеличить объем до нормы.
  2. Вводить по одному новому продукту за раз. Впоследствии можно уже будет готовить малышу смешанные блюда, компоненты которых он уже пробовал.
  3. Если ребенок категорически отказывается от конкретного продукта, не настаивайте и предложите другой. Часто детям требуется время, чтобы распробовать предлагаемый продукт.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 3,67 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка