Особенности развития ребенка левши: диагностика леворукости, вопросы переучивания и маленькие подсказки для родителей

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы – доказано, что оно не является вредной привычкой.

Левша рисует

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей – помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.

Формирование доминирующего полушария

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.
Особенности левшей

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.
Ребенок сломал руку

Возраст для определения ведущей руки ребенка

Близкие дошколенка могут заметить, что он часто использует левую руку, но окончательные выводы проводятся в младшей школе. К факторам риска относят травмы рук, головного мозга, наследственную расположенность. Когда дошколенок охотно перекладывает столовые приборы в левую руку, имеет проблемы с речью, путается во временных и пространственных понятиях, следует проконсультироваться у нейропсихолога.

Основной признак леворукости у 5-7-летнего малыша – это активное использование левой руки. Тем не менее, такое поведение может выражать специфику гетерохронного формирования мозга. Возможно, к 12 годам, когда наладятся связи между полушариями, ситуация изменится.

Близким людям важно пристально наблюдать за переменами, которые неизбежны во время взросления. Порой, чтобы не огорчать взрослых, ответственные левшата стараются работать правой рукой, но сильно устают от этого.

Как распознать левшу в быту?

Когда дитя инстинктивно использует левую руку, ногу, ушко, глаз, можно с большей вероятностью заподозрить высокую активность правого полушария мозга. Чтобы проверить леворукость в быту, достаточно во время общения произнести такие фразы и посмотреть на реакцию малыша:

  • «иди, я расскажу тебе на ушко тайну»;
  • «покажи нам, как хорошо ты прыгаешь на одной ножке»;
  • «дай 5» или «давай пожмем руки»;
  • «посмотри-ка на узоры в калейдоскопе».

В правостороннем мире дети левши все же вынуждены использовать правую руку – например, чтобы перекреститься, попробовать силы в игровом автомате, соблюсти этикет (в левой руке – вилка, в правой – нож). В дальнейшем правая рука будет помогать им переключать скорости авто, нажимать на неудобно расположенные для леворуких людей кнопки в лифте, в иных ситуациях.

Некоторые мамы стараются адаптировать ребенка левшу к полноценной работе правой рукой. Такое вмешательство неприемлемо, ведь работу мозга перестроить невозможно. Следствием переучивания становятся неврозы, энурез, заикание, нервный тик, нарушение пищеварения, укачивание в транспорте.

Доктор Комаровский не рекомендует перевоспитывать маленького левшу. По его практическому опыту первенство левой руки никак не отражается на развитии, способностях, карьере и личных взаимоотношениях.

Развитие маленького левши

Близких леворукого ребенка волнует много вопросов. Почему нельзя его переучивать? Какими особенностями он будет обладать? С какими трудностями столкнется в жизни? Что можно предпринять для гармоничного становления личности малыша? Можно с уверенностью сказать, что леворукие дети станут говорить позднее сверстников, произнося большие и грамотные предложения. Не разбивая речь на составляющие, они словно копируют ее целиком.

Речевое развитие левши

Леворукие ребята подвержены логоневрозу (заиканию) по причине эмоциональности, чувствительности и слабой речевой функции. Сильные переживания отражаются на их речи, которая становится спутанной и нечеткой, Для адаптации к праворукому миру природа наградила таких детей хорошей памятью и способностью к самоконтролю. У них есть сложности с пространственным и логическим мышлением. Они долго размышляют, прежде чем ответить на вопросы.

Взрослым следует помнить о своеобразных особенностях ребенка левши:

  • он может с трудом ориентироваться в пространственных связях, плохо осваивает предлоги «выше», «ниже», «вправо», «влево» и другие;
  • при стандартном обучении с трудом разбирается в точных науках;
  • проявляет креативность мышления в понятных ему вещах;
  • заикается, когда чем-то расстроен.

Уникальность леворуких детей

Когда леворукий ребенок не понимает простых логических задач, родителям не следует злиться. Важно внимательно и терпеливо объяснить все несколько раз, пока малыш не поймет. Усвоив тему, он сможет показать неординарные способы решения математических задач, проявить признаки одаренности. В современном мире жесткой конкуренции таким креативным личностям всегда найдется место под солнцем.

Благодаря вниманию взрослых трудности маленьких левшей преодолимы. Во взрослой жизни уникальный способ мышления приносит им только пользу. По статистике такие люди выбирают творческие профессии (артисты, художники, модельеры), особенно ценятся в боксе, однако в инженерных профессиях преуспеть им сложно.

Дизайнер одежды

Феноним леворукости принято считать одним из признаков одаренности. Среди выдающихся личностей, которые предпочитали работать левой рукой, были Пушкин, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Мэрилин Монро и другие. Они иначе видели этот мир, несли ему свое творчество и делали великие открытия.

Помощь леворукому малышу в учебе

Поскольку тревога взрослых передается ребенку, не стоит акцентировать внимание на том признаке, что он левша. Тем более не следует себя программировать и пугаться неудач, которые могут возникнуть в школьные годы. Готовиться к поступлению в 1 класс стоит заранее – в 5 лет надо записаться на подготовительные курсы или 3 раза в неделю заниматься с ребенком дома самостоятельно.

Леворукому ребенку важно правильно подготовиться к письму. Взрослым следует сразу договориться с ним о том, что писать он будет той рукой, которой это удобно. Нельзя менять руки, а при усталости важно прерываться на гимнастику для пальчиков. Важно показать малышу, как держать письменные принадлежности, располагать тетрадь, сидеть за партой, аккуратно писать.

Правильная поза во время письма и особая методика обучения при леворукости позволят снизить нагрузку на руки и спину. Парту необходимо расположить так, чтобы свет шел справа. При этом малыш должен занять удобное положение:

  • сидеть прямо (спина опирается на твердую спинку стула);
  • не касаться грудью парты;
  • ноги согнуть в коленях, поставить на пол или удобную подставку;
  • тело, плечи и голову держать на одной линии;
  • опереть руки в области предплечья на парту так, чтобы локти выступали за ее край.
Поза для письма

Располагать тетрадь следует перед собой, немного сдвигая влево. При этом ее нижний правый угол будет расположен левее, что поможет малышу легко перемещать руку во время занятий. Постепенно заполняя лист, ребенок левша отодвигает тетрадь вверх, придерживает ее правой рукой сначала в верхнем, потом в нижнем углу.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить. Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами. Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?). Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки.

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Развитие способностей леворуких малышей

При воспитании леворуких ребят должно доминировать развитие их музыкальных и творческих способностей. Нелишним будет посещение музыкальной или художественной школы, творческого ансамбля, театрального кружка. Во время обучения таким малышам важны зрительные и осязательные ощущения, поэтому для легкого запоминания информации важно применять наглядные пособия.

Чтобы помочь левше адаптироваться к школьной нагрузке, родители должны обеспечить:

  • помощь в правильной организации рабочего места: научить, как нужно сидеть, держать письменный прибор и позаботиться, чтобы свет шел справа;
  • пошаговое объяснение всех двигательных действий, чтобы ребенок выполнял их осознанно;
  • развитие одаренности малыша с помощью игр, которые улучшают зрительно-моторную координацию;
  • положительную оценку успехам и поощрение, если у ребенка-левши появляются новые достижения.

Подросший левша ничем не будет отличаться от ровесников. Разве что творческой натурой, артистичностью и мастерским владением левой рукой – эти способности в нем необходимо развивать, поощряя на новые достижения и неординарные решения.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Оцените статью:
1 балл из 52 балла из 53 балла из 54 балла из 55 баллов из 5 (3 оценили на 4,33 из 5)
Loading...Loading...
Поделитесь с друьями!
Все про ребенка